20.01.2014 | 06:37
Когда подарок превращается во взятку?
podarok_040513

Служба исследований HeadHunter провела опрос среди работников компаний Башкирии и выяснила, что подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков не всегда представляют собой милые, приятные и безобидные сувениры, – порой это самая что ни на есть взятка, только замаскированная под подарок на Новый год.

По мнению каждого третьего опрошенного, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом; все зависит от того, что дарят: скажем, китайскую статуэтку, ежедневник, дорогой парфюм или, например, автомобиль. Вот только разобраться, где пролегает грань между этими понятиями, довольно сложно. 6% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде – своего рода взятки, но большинство (58%) все-таки не видят в новогодних сувенирах деловых партнеров ничего криминального.
Анастасия Найденова, руководитель пресс-службы HeadHunter Урал: «В некоторых случаях отличить подарок от взятки действительно сложно: для кого-то настольные швейцарские часы – просто презент, а кто-то не готов принять слишком дорогой ежедневник. Все зависит от уровня компании и конкретного сотрудника. Однако, чем выше уровень занимаемой должности, тем выше и ответственность. Отмечу, что чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют со взятками работники в регионах, нежели столичные жители; сотрудники более старшего возраста, нежели молодежь; представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи и медики».
Интересно, что не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными они ни казались. Так, 5% опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются; еще 3%, несмотря на табу, все же позволяют себе некоторые вольности.
Итак, насколько дорогим может быть подарок, чтобы при этом он оставался ни к чему не обязывающим, призванным сделать приятное и поздравить с праздником? Большинство опрошенных полагают, что его стоимость не должна превышать 5 000 рублей (до 1 000 рублей – 38%, до 5 000 рублей – 40%), однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 50 000 рублей (1%) и даже 100 000 рублей (1%).
Что же делать, если презент от клиента вызывающе дорог (допустим, отдых на море)? Большинство работников предпочли бы отказаться от подобных сувениров (66%), дабы не быть обязанными впоследствии. 24% приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. 5% не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 10-17 января среди 552 работников компаний Башкирии.